wordpress themes.

ЗОЛОТО МАНИТ НАС

ЗОЛОТО МАНИТ НАС


Депутаты областной Думы выяснили, как развиваются средние Курилы

Спорный вопрос

Средние Курилы – это Курильский городской округ, острова Итуруп и Уруп. На днях там побывали члены действующей при областной Думе рабочей группы «Российские Курилы», председатели постоянных комитетов по экономическому развитию, экологии и природопользованию Анатолий Кочнев и Евгений Лотин, а также заместитель председателя комитета по социальной политике (он же руководитель рабочей группы) Александр Болотников.

После поездки они поделились увиденным на пресс-конференции.

В частности, почему их привлек остров Уруп? Там действует единственное в области горно-металлургическое предприятие компании «Курилгео», которое занимается добычей золота и серебра. И, по словам Евгения Лотина, необходимость побывать на Урупе была вызвана, прежде всего, обращениями общественности и некоторых бывших работников компании, сообщавших о нарушениях экологического законодательства.

– Но ничего особо страшного мы там не увидели. Да, метод выщелачивания, которым добывается золото, потенциально опасен. Порода дробится, а потом химический раствор растворяет содержащиеся в ней металлы. Но технология построена по замкнутому циклу, то есть, золото оседает на фильтрах, а раствор направляется на новую переработку. Единственная реальная опасность для экологии – это доставка нефтепродуктов. Танкер стоит на рейде, раскачка идет через километровые шланги, могут быть порывы. И, конечно, очень спорный вопрос о том, стоит ли вести там добычу, превращая большие сопки в такие же большие котлованы. Но это больше вопрос к экспертам, – заключил председатель думского комитета по экологии и природопользованию.

Только частные инвестиции

А вот его коллега Анатолий Кочнев был к «Курилгео» гораздо более благожелателен. В самом деле, компания создала в Курильском районе 525 новых рабочих мест, за время своей деятельности заплатила в бюджеты всех уровней порядка 2 млрд рублей налогов.

И все это без копейки бюджетных средств. Только частные инвестиции – около 49 млн долларов. На необитаемом Урупе, где и в августе холодно, и постоянные ветра построено современное предприятие, прекрасный вахтовый поселок для персонала. Индикатором экологического состояния служит огромное количество лис, которые абсолютно не боятся людей и берут корм из рук.


Лисы Урупа

– На Урупе не увидишь мусора, – рассказал председатель думского комитета по экономическому развитию. – Все отходы складируются, а потом вывозятся для утилизации на Сахалин. Что же касается горных работ, то они неизбежны в добыче любых полезных ископаемых. А золото нашей стране очень нужно…

Сейчас компания вышла на рудное тело с гораздо более высоким содержанием золота – до 7 граммов на тонну. Но применяемой нынче технологией его не извлечешь, необходимо применять другой, довольно дорогостоящий метод. Пока идут расчеты окупаемости. Но в любом случае, перспективы золотодобычи на Урупе сохраняются.

Своя рыба

Высоко отозвался Анатолий Кочнев и о деятельности на Итурупе предприятий холдинга «Гидрострой», особенно в части рыборазведения.

– У «Гидростроя на острове девять рыбоводных заводов, – отметил депутат. – Мы побывали на трех. Особенно порадовала политика руководства компании не трогать нерестовые реки и ставить заводы на реках, в которые рыба не заходит на нерест, либо даже в таких местах, где рек вообще нет. Нерестовые же реки должны быть оставлены для размножения диких лососей. И это абсолютно правильно.

Кстати, при каждом заводе работает серьезная лаборатория, где ведется настоящая научная работа. Там о своей рыбе знают все. И возврат кеты очень хороший – до 4 процентов от выпущенного малька. В общем, сразу видно, что «Гидрострой» на Итурупе всерьез и надолго…


Анатольй Кочнев и Евгений Лотин высадка на Уруп

Была отмечена и социальная роль компании. Всем, кто побывал на Итурупе, известны так называемые «ванночки» у Курильска, превращенные «Гидростроем» в настоящее произведение искусства. А теперь компания возрождает целебные минеральные источники – бывший профилакторий на Зеленом озере у поселка Рейдово.

– Сюда надо только провести хорошую дорогу, а все остальное инвестор сделает сам, – подчеркнул Кочнев.

В целом Курильск произвел на депутатов очень благоприятное впечатление. Город чистый, заасфальтированный, видна рука хозяина. Средства целевой Курильской программы, в том числе из областного бюджета, идут на пользу району.

Но, конечно, по словам Александра Болотникова, работать еще есть над чем. Нужно строить и строить новое жилье, однозначно благоустраивать нижнюю часть Курильска.

И далее депутаты плавно перешли к проблемам островов.

Чрезвычайный Горный

Сейчас головной болью местных и областных властей является поселок Горный – бывший военный городок, который в июле наконец-то был передан Министерством обороны в муниципалитет. Причем в таком запущенном состоянии, что как только начались серьезные работы по опрессовке тепловых сетей, – рванули практически все трубы. Пришлось срочно объявлять режим чрезвычайной ситуации, при котором можно не использовать известный ФЗ-44 с его долгоиграющими конкурсами. Тут не до конкурсов – поселок надо срочно готовить к зиме. А потом, возможно, расселять.

Сейчас в Горном проживает около 300 человек. И уже понятно, что работы для них здесь не будет. Вокруг – земли Министерства обороны, хозяйственную деятельность вести не получится. Поэтому выход тут только один – перевозить людей поближе к цивилизации.

– Мы в Думе поднимали вопрос по Горному еще лет семь назад, – разгорячился по этому поводу Александр Болотников. – Но Министерство обороны довело ситуацию до критической, и людей фактически бросили. И ведь это не единственный случай! Как, например, уродуют полуразвалившиеся воинские части Южно-Сахалинск? И, увы, какого-то взаимопонимания с военным ведомством нам найти не удается. Все оправдывается требованиями обороноспособности. Мы не против обороноспособности, наоборот, но все же должно делаться цивилизовано!

Упомянул депутат и о стрельбах, которые военные традиционно проводят в августе, когда начинается кетовая путина и вслед за рыбой к берегам подходят киты. Неужели нельзя перенести учения на более благоприятное для экосистем время?..

Вопрос доступности

Впрочем, не стоит думать, что действия министерства обороны – это главная проблема средних Курил. Основное, что сейчас беспокоит островитян, это, по-прежнему, вопросы транспортной доступности.

Речь в первую очередь идет о стоимости авиабилетов. Они очень дорогие. Областной бюджет субсидирует только перелеты жителей области. В этом случае полет из Южно-Сахалинска до Ясного обходится в оба конца в 12 тысяч рублей. А вот для тех, кто прилетает с материка – уже в 36 тысяч рублей.

– На Итурупе уже начал было развиваться туристический бизнес, – рассказал Евгений Лотин. – Но возросшая стоимость авиабилетов свела его практически к нулю. Да и сами курильчане недовольны. Ведь у многих дети учатся на материке, прописаны там. И теперь вот слетать на каникулы на родину для них уже проблема. Особенно если это студенческая семья…


Уруп разгрузка судна

Выход, по мнению депутатов, может быть в федеральном субсидировании авиарейсов на Курилы.

Как известно, тема привлечения туристов на Дальний Восток обсуждается не один год. Недавно ее вновь затронули на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, которое провел председатель правительства страны Дмитрий Медведев на Камчатке. В ходе своего визита премьер пообщался с сотрудниками Кроноцкого заповедника и специально подчеркнул, что число субсидируемых пассажирских рейсов на Дальний Восток может быть увеличено.

Но у каждого дальневосточного региона свои особенности. Наша заключается в островном положении области. Туристам, чтобы полюбоваться красотами Курил, надо лететь с пересадкой, и часть пути не попадает под субсидирование. Этот момент обязательно надо учесть в соответствующей работе с федеральным центром.

И она будет проведена. Как подчеркнул Александр Болотников, будет проведено специальное заседание постоянного комитета по экономическому развитию и по итогам июньской поездки депутатов на Кунашир и Шикотан. А все проблемы курильчан депутаты возьмут на контроль.

Фото автора и участников поездки
Автор текста: Вадим Горбунов
Оригинальная статья здесь